«В 20 лет Ваше лицо дает Вам природа, в 30-образ жизни, а в 50 – Вы должны сами заслужить его.» Коко Шанель

То, что ее бережет 

 

В этом материале мы не будем писать обо всем косметическом рынке. Во-первых, это слишком широкая тема. Во-вторых, мотивы потребления продуктов, входящих в различные сектора рынка, существенно отличаются. Например, средства личной гигиены , такие как зубная паста и гель для душа, относятся к необходимым товарам, а парфюмерия - к предметам роскоши: безусловно, туалетная вода вещь приятная, но отнюдь не первостепенная. Остановимся на средствах по уходу за кожей (так называемой белой косметике) и декоративной косметике – наиболее близких по особенностям потребления в России и весьма любопытных для исследования категориях. Еще одна оговорка: поскольку основные потребители косметических средств – женщины, мы будем опираться на исследования в области потребительского поведения именно этой части населения России.

 

Косметика (от греч. κοςμητική — «имеющий силу приводить в порядок» или «обладающий опытом декорирования») — «учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу». Не путать со значением слова «косметология» — «раздел медицины, разрабатывающий средства и методы улучшения внешности человека (его лица, тела) посредством маскировки или устранения дефектов кожи, применения пластических операций и др.» 

Некоторые исследователи считают, что слово «косметика» произошло от латинского слова «cosmetae». Так в Римской империи называли рабов, в обязанности которых входило купание господ в ваннах с благовониями.

Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической. Вскоре симбиоз из парфюмерии и мыловарения превратился в отдельную отрасль, которую мы теперь называем «косметическая промышленность». Не путать с косметологией.

 

Согласно делению, принятому на международном уровне, парфюмерно-косметический рынок делится на три части: средства личной гигиены, парфюмерия и собственно косметика.

Средства личной гигиены включают в себя средства для ванны и душа, дезодорирующие средства, средства по уходу за волосами, средства для ухода за полостью рта.

 

Сейчас на долю российских производителей приходится около 40% рынка в стоимостном выражении. Доля российских компаний в товарном выражении, как правило, превышает долю рынка в стоимостных показателях.

На долю открытых рынков остается не более 16% объема продаж. Динамично развиваются специализированные парфюмерно-косметические розничные сети, прирост которых достигает 30-40% в год. Одновременно с усилением позиций розницы происходит ослабление влияния на рынок дистрибьюторского бизнеса. Наблюдается тенденция к популяризации формата drugstore, когда косметика реализуется через аптечные сети.

 

По мнению аналитиков, одним из перспективных направлений развития парфюмерно-косметического рынка в России на сегодня являются элитная косметика и косметика класса «люкс», в т. ч. и селективная косметика, детская косметика, косметика для мужчин, anti-age косметика, SPA-косметика и SPF-косметика. Только в 2004 году рынок селективной косметики вырос более чем на 19% и составил 1 млрд. 240 млн. долларов, в 2005 году — еще на 18%. Рынок мужской косметики, в зависимости от класса косметики, ежегодно в России растет на 7-19%. Сегмент детской косметики в 2004 г. вырос на 8-9% и составил по сравнению с 2003 г. — 117 млн долларов, а в 2005 году уже 127,5 млн. долларов. Рынок антивозрастной косметики - пока небольшой по объему, является, по мнению аналитиков, наиболее перспективным. В 2004 г. данный рынок уже вырос на 17,7% — до 43,2 млн долларов, а в 2005 г. его рост составил более 15%. Рынок «нашей» косметики последние несколько лет развивался достаточно успешно. Больших успехом достигла реализация косметики по уходу за кожей и средств гигиены, в т. ч. и банная линия, через аптечные сети. По прогнозам аналитиков, в дальнейшем аптечные сети будут опережать рост других каналов реализации.